Улицы Победы
ГЕРОИ И СОБЫ ТИЯ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В ТОПОНИМИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Улица Константина Заслонова

улица Заслонова.jpgКонстантин Сергеевич Заслонов родился 7 января 1910 г. в городе Осташкове Тверской губернии (ныне Тверская область). Затем семья Заслоновых переехала в Петроград. По окончании Гражданской войны вся семья перебралась в Поречье Псковской области. В этой деревне Константин Заслонов начал учебу в школе. Будучи проездом в Невеле, он впервые увидел паровозы, это повлияло на выбор его профессии. Школу второй ступени Заслонов заканчивал уже в Невеле, после чего поступил в железнодорожную профтехшколу в Великих Луках. 

По окончании профтехшколы в 1930 году был направлен в Витебское паровозное депо слесарем. В 1933 году назначен мастером депо на станции Вяземская Уссурийской железной дороги, а в 1935 — помощником начальника паровозного депо в Новосибирске. 1938 году Наркомат путей сообщения направил Заслонова начальником депо на станцию Орша – самый крупный железнодорожный узел Белоруссии. За умелое руководство и достигнутые успехи в работе указом Президиума Верховного Совета СССР Заслонов награждён медалью «За трудовое отличие». 

С началом войны Заслонову поручено срочно демонтировать депо, что возможно – эвакуировать, остальное – уничтожить. Эвакуированные оршанцы работали в депо имени Ильича в Москве. 

Заслонов в августе 1941 года обратился в Наркомат путей сообщения с просьбой организовать партизанский отряд из эвакуированных железнодорожников для развертывания диверсионной работы на немецких коммуникациях. 1 октября группа добровольцев во главе с Константином Сергеевичем перешла линию фронта и направилась в сторону Орши. Была создана подпольная организация и налажена активная диверсионная деятельность. 

Только за три месяца работы подпольщики используя «угольные мины» взорвали свыше 170 паровозов, пустили под откос 6 вражеских эшелонов, уничтожили несколько складов с боеприпасами, продовольствием. Ими были выведены из строя дизель-моторная станция, водоснабжение всего узла, уничтожено более 400 гитлеровских офицеров и солдат. В феврале 1942 года подпольщики были вынуждены уйти из города в леса. Таким образом, было положено начало партизанскому отряду «Дяди Кости». Бригада Заслонова развернула боевые действия в треугольнике железных дорог Орша – Витебск, Орша – Смоленск, Витебск – Смоленск. Партизаны громили волостные управы и вражеские гарнизоны, уничтожали немецкие склады с продовольствием и с оборудованием, которое готовилось к вывозу в Германию. Взорвали мост на ветке, по которой фашистские эшелоны шли к Сталинграду. На шоссе Витебск – Смоленск уничтожили автоколонну с выпускниками летной школы вермахта 

За поимку Заслонова или сообщение о его местонахождении была назначена награда в 50 тысяч марок, железный крест и имение в Германии. Карательные операции, в которых участвовали снятые с линии фронта армейские части группы «Центр» не имели успеха. 

3 сентября 1942 г. К.С. Заслонов был награжден орденом Ленина. 

Утром 14 ноября 1942 г. в результате масштабной карательной экспедиции, отряд Заслонова был окружен и блокирован в районе деревни Куповать. Бой длился более 4 часов. С наступлением темноты отряд попытался пробиться к лесу. В этой последней атаке погиб легендарный комбриг Константин Заслонов. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года Кон-стантину Сергеевичу Заслонову было посмертно присвоено звание Героя Со¬ветского Союза. Останки были перезахоронены в Орше. 

25 сентября 1943 года была создана Вторая партизанская бригада имени Героя Советского Союза К. С. Заслонова. 

Именем Заслонова названы улицы во многих городах России, Белоруссии и Украины. В Орше мимо бронзового памятника легендарному командиру день и ночь с севера на юг, с запада на восток идут большие составы, мощные локомотивы.
Автор: