Улицы Победы
ГЕРОИ И СОБЫ ТИЯ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В ТОПОНИМИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Переулок Гривцова

Гривцов.jpgАлександр Иванович Гривцов родился 15 апреля 1914 г. в селе Лещ-Плота (ныне село Гололобовка) Солнцевского района, в семье крестьянина. Русский. Беспартийный. 

Раннее детство провел в родном селе. Затем переехал вместе с семьей на хутор Селища Тимского района Курской области. Окончив 7 классов, работал водителем на Тимской автобазе. Шестнадцатилетним юношей закончил школу каменщиков в городе Тим и по комсомольской путевке выехал на новостройки Дальнего Востока. Затем год учился на курсах шоферов. 

В Советскую Армию призван в 1941 г. Шофёр 504-го легкого артиллерийского полка (65-я легкая артиллерийская бригада, 18-я артиллерийская дивизия, 3-й артиллерийский корпус прорыва, 2-я ударная армия, Ленинградский фронт) красноармеец Александр Гривцов при форсировании реки Нарва в районе деревни Долгая Нива Сланцевского района Ленинградской области 11 февраля 1944 года сумел по тонкому льду без потерь переправить материальную часть подразделения на другой берег. 

1944 год Александр Гривцов встретил на Ленинградском фронте бывалым солдатом, опытным военным шофером. На одном из участков фронта стрелковая часть, которую поддерживал артиллерийский полк под командованием подполковника Туранова, форсировала реку Нарва и завязала бой на противоположном берегу. Неожиданно наступила оттепель. Дороги в этих местах стали труднопроходимыми, лед на реке заметно ослаб. Чтобы удержать плацдарм, необходимо было срочно переправить на него артиллерию. Подполковник Туранов принял решение переправить на плацдарм артдивизион, в котором служил водителем рядовой Гривцов. 

Лед на реке Нарва, подтаявший во время оттепели и пробитый во многих местах снарядами и минами противника, мог не выдержать машины с орудиями. Обычно в таких случаях лед искусственно усиливали в местах переправы. Сейчас же для этого не было времени. На плацдарме ждали артиллеристов. Противник мог в любую минуту перейти в контратаку. 

Чтобы не утопить орудия в реке, командир дивизиона решил пробным рейсом на противоположный берег пустить сначала одну машину. С тревогой следили воины, как осторожно съехала на лед машина Александра Гривцова. Лед трещал под ней, но рейс был успешным. 
— Орудия надо буксировать на длинном тросе, — предложил Гривцов, когда возвратился. 

Прицепив орудия к машинам, Гривцов первым повел свою машину к противоположному берегу. Вслед за Гривцовым, соблюдая указанную командиром дивизиона дистанцию тронулись другие машины. Орудийные расчеты, кроме командиров орудий, которые были вместе с водителями при орудиях, в пешем порядке переправлялись на тот берег. 

Противник обнаружил переправляющихся артиллеристов и открыл огонь, но было уже поздно. Одно за другим орудия с ходу занимали огневые позиции и, ведя огонь прямой наводкой, помогли удержать плацдарм. 

Однажды в ходе боя одно наше орудие и две автомашины оказались на нейтральной полосе. Гитлеровцы держали под обстрелом место стоянки орудия и автомашин. Командование решило ждать наступления темноты. Александр Гривцов предложил комбату пригнать машины и забрать орудие до наступлении темноты, днем, когда противник меньше всего ждет. Расчет был правильным, план дерзким. Для осуществления задуманного Александр попросил выделить ему в помощь водителя Богданова. Изучив пути подхода к орудиям, комбат разрешил смельчакам действовать. 

Наши артиллеристы и минометчики открыли по противнику огонь, а водители поползли к намеченной цели. Осмотрев машины и убедившись в их исправности, они стали прогревать моторы. В это время их обнаружил противник и открыл огонь. Рискуя жизнью, Александр Гривцов завел машину, с помощью Богданова взял орудие на крюк и увел его на глазах противника на свои позиции. Вслед за ним в полной сохранности вывел машину и Богданов. 

Доставляя боеприпасы и продовольствие окруженному врагом дивизиону, отважный военный водитель пал смертью храбрых 18 февраля 1944 года. 

Это произошло когда батарея капитана Пасторова оказалась отрезанной от своих. На исходе были снаряды и патроны. Заняв круговую оборону, батарея несколько часов вела бой в окружении, удерживая важный тактический рубеж. Необходимо было срочно доставить на батарею артиллерийские снаряды, но до наступления темноты было еще много времени. 

Командир дивизиона поручил это важное дело Александру Гривцову. Уточнив маршрут движения и выделив в помощь ему одного водителя, комдив пожелал Александру Ивановичу хорошей дороги и благополучного возвращения. 

Со смертоносным грузом в кузове вдвоем с товарищем тронулся в свой последний рейс Александр Иванович Гривцов. 

Набрав скорость и маневрируя на местности, машина мчалась вперед. Сжав руками баранку, Александр Гривцов не обращал внимания на то, что его машину уже обнаружил противник и открыл по ней артиллерийско-минометный и ружейно-пулеметный огонь. Товарищ его был убит, а сам Гривцов сумел прорваться на машине к лесу. 

Потеряв из поля зрения машину, противник прекратил огонь. Но опасность для Гривцова не уменьшилась: командир дивизиона предупредил, что дорога через лес контролируется «кукушками». 

Оставалось несколько десятков метров лесной дороги, уже виднелась поляна, залитая дневным светом, как вдруг пуля вражеского снайпера пробила грудь отважного водителя. 

Машина уже вышла из леса и подходила к высоте, где его ожидали артиллеристы. Вот она остановилась. Когда к ней подбежали артиллеристы, из кабины никто не вышел. Отважный шофер Александр Иванович Гривцов и его товарищ, фамилию, имя и отчество которого мы не знаем, были мертвы. 

Похоронен А.И. Гривцов в посёлке Синимяэ Кохтла-Ярвеского района Эстонии. Указом Президиума Верховного Совета 1 июня 1944 г. рядовому Гривцову Александру Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза
Автор: 243 школа Адмиралтейского района